Экологическое воспитание
Экологическая тропа
«Я сорвала цветок, и он завял.
Я поймала жука,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я поняла,
Что прикоснуться к природе
Можно только сердцем»
Л. Фесюкова
Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление дошкольного воспитания. В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.
Экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, ближайшем природном и социокультурном окружении. Для решения этой задачи - создана экологическая тропа "Удивительное рядом".
Экологическая тропа позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их. На экологической тропе проводятся комплексные занятия, игры, народные развлечения, организация практической и исследовательской деятельности, что способствует развитию у детей эмоционально-положительного отношения к природным объектам, правильному поведению в природе. Начинается экологическое воспитание со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Огромную роль играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребёнок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Поэтому, детям должна предоставляться дополнительная возможность приобщаться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду. Дошкольники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но и постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические последствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится их участие в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.
Воспитанники на экологической тропе «Удивительное рядом» овладевают частью учебно-программного содержания, а именно: изучение объектов и явлений природы, приобретают опыт оценок характера взаимодействия человека и природы, отрабатывают приемы и навыки по уходу за растениями. Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свойства – один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребёнок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать цветы, ему необходимо внушить любовь к муравью и лягушке, колокольчику и дубу – ко всему, что его окружает.
Наш огородик
Огород, на котором произрастают культуры: томаты, лук, огурцы, салат, кукуруза неприхотливые к условиям обитания и привлекательные для проведения наблюдений.
Работа на огороде начинается ранней весной и заканчивается поздней осенью, дошкольники в зависимости от возраста участвуют в посадке и поливке растений, наблюдают за их ростом, особенности развития различных наблюдений зарисовывают в дневник наблюдений.
Цель: систематизация знаний воспитанников о труде взрослых, последовательность трудовых действий; формирование представлений об овощах, как полезных и необходимых в питании человека продуктах.
Задачи: формировать представления дошкольников об районированных овощных культурах неприхотливых к условиям обитания и привлекательных для проведения наблюдений, участие детей в посадке и поливке растений, наблюдение за их ростом.
Метеоплощадка
Метеоплощадка представляет собой комплексную учебную площадку, оборудование которой приспособлено для проведения наблюдений за погодой.
Цель – учить детей определять погоду, составлять прогноз, использовать для этого специальные приборы.
Задачи:
1. познакомить детей с приемами изучения явлений природы;
2. пробудить у воспитанников интерес к наблюдению за природой и погодой родного края;
3. научить воспитанников пользоваться простейшими метеорологическими приборами;
4. объяснять явления природы и проводить опытническую работу.
Основной метод исследования - это наблюдение. Оно заключается в количественном определении значений метеорологических элементов и оценке качественных характеристик атмосферных явлений: атмосферного давления, температуры воздуха, облачности, атмосферных осадков, снежного покрова, направления и скорости ветра, видимости. Географические наблюдения сближают воспитанников с природой, приучают их внимательно присматриваться к ней и развивают любовь к родному краю и к своей Родине. В результате таких занятий воспитанники обогатят запас представлений о природе, научатся добывать знания через исследования окружающей действительности.
На территории метеоплощадки детского сада имеется:
- солнечные часы
- для определения время в ясные дни;
- осадкомер;
- для измерения количества выпавших осадков;
- снегомерные рейки;
- для измерения уровня выпавшего снега за определнный период;
- психометрическая будка;
- предназначена для установки сухого, смоченного, максимального и минимального термометров и волосного гигрометра;
- барометр
- для определения атмосферного давления;
- флюгера Вильда
- для определения направления и скорости ветра.
На метеоплощадке проводятся наблюдения за ежедневными изменениями погоды, сезонными изменениями в природе, за объектами живой и неживой природы.